Перспективы Водной стратегии РФ

Перспективы Водной стратегии РФ

(из выступления руководителя Федерального агентства водных ресурсов М.В. Селивёрстовой на пресс-конференции в РИА Новости 31 августа 2011 г.)

В 2009 г. была принята Водная стратегия РФ на период до 2020 г., задача которой состоит в том, чтобы реализовать принципы нового Водного кодекса. Одним из пунктов плана реализации Водной стратегии является формирование федеральной целевой программы развития водохозяйственного комплекса России на период до 2020 г., концепция которой утверждена Правительством РФ 28 июля 2011 г.

Государственным координатором – заказчиком программы выступает Минприроды России, государственными заказчиками являются также Минсельхоз России, Росводресурсы, Росгидромет, Росрыболовство. Предварительный объём федерального финансирования программы составляет 291,8 млрд руб. Пожалуй, за последние 30 лет такого объёма бюджетных средств на решение водохозяйственных проблем ещё не выделялось.

Водная стратегия РФ на период до 2020 г. и концепция федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 гг.» предусматривают развитие водохозяйственного комплекса, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития Российской Федерации, отражённых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации необходимо:

  • создание условий развития человеческого потенциала России посредством улучшения качества окружающей среды и повышения экологической безопасности, а также за счёт обеспечения защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • закрепление и расширение конкурентных преимуществ России в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор и переработка природных ресурсов путём вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов при обязательном соблюдении природоохранных требований.

Все мы знаем, что человек на 80% состоит из воды. Поэтому от того, какую воду он потребляет, зависит и продолжительность, и качество жизни. Таким образом, улучшение качества воды необходимо для создания благоприятных условий развития человеческого потенциала.

Считается, что в России много воды. Это, конечно, так. Мы по запасам пресных вод и вод в целом занимаем лидирующие позиции в мировом сообществе. Но при этом и территория страны у нас огромная, и гидрографическая сеть распределена неравномерно. Россия – страна, имеющая несколько климатических зон, ярко выраженную сезонность, что влияет на гидрологический режим.

По данным государственного водного реестра, в России около 3 млн рек, но используются водные ресурсы только 3 тыс. рек. Основная часть объектов экономики сосредоточена на европейской территории, за Уралом снижается численность населения, но при этом возрастает количество водных объектов, располагающих основными объёмами водного запаса. Эта неравномерность распределения ресурсного и человеческого потенциала, объектов экономики по территории России создаёт мощную антропогенную нагрузку, в частности на водные объекты европейской части страны. Поэтому очень важно найти новые ресурсы, научиться правильно их осваивать, вовлекать в хозяйственный оборот.

В ряде регионов страны (например, в Калмыкии, Ставропольском крае, Дагестане), которые испытывают локальные дефициты воды, федеральная целевая программа развития водохозяйственного комплекса должна снять напряжение. Ликвидация локальных вододефицитов будет достигнута за счёт строительства новых водохранилищ, развития мощностей и водоотдачи эксплуатируемых водохранилищ. Так, предусматривается строительство Красногорского гидроузла в Омске, Элистинского водохранилища в Калмыкии, реконструкция Чограйского водохранилища – источника водоснабжения Ставрополья, Дагестана, Калмыкии и др.

Развитие водохозяйственного потенциала, ликвидация сезонных дефицитов и устойчивость водоснабжения могут быть достигнуты и за счёт введения в хозяйственный оборот новых источников водных ресурсов – увеличения объёмов использования воды из подземных источников. Значительная часть развитых стран мира использует для питьевого водоснабжения подземные источники, которые являются более защищёнными от внешних воздействий. У России тоже есть такая возможность. Безусловно, переход на использование подземных источников для питьевого водоснабжения – сложная задача, она требует создания новой инфраструктуры. Но работать в этом направлении, безусловно, нужно. Особенно это касается европейской части страны.

Есть исторически сложившиеся схемы водоснабжения, которые сложно изменить. И не все территории располагают запасами подземных вод, но если такие запасы есть, они должны быть учтены как альтернативный источник питьевого водоснабжения населения и в случае «Ч» использованы.

Сказанное вовсе не означает отказа от совершенствования систем очистки сточных вод. Известно, что поверхностные водные объекты служат во всём мире не только источниками питьевого водоснабжения, но и часто приёмниками сточных вод. Поэтому задачи повышения рациональности использования водных ресурсов, снижения объёмов потребления свежей воды в технологических процессах промышленных предприятий, внедрения водосберегающих технологий, в том числе посредством применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативные изъятие водных ресурсов и сбросы загрязняющих веществ, также предстоит разрешить.

Ожидаемые результаты:

  • снижение в 2,5 раза уровня загрязнения водных объектов;
  • снижение заболеваемости;
  • увеличение продолжительности жизни россиян на 2–3 года;
  • гарантированное обеспечение населения водными ресурсами питьевого назначения;
  • создание надёжных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства;
  • снижение на 40% водоёмкости ВВП и сокращение вдвое непроизводительных потерь воды.
Закрыть меню
×

Корзина